Новости города БезФормата.Ru
Дубна
Главные новости
 
Задать вопрос?

Русский авангард: все, что нужно знать

Русский авангард: все, что нужно знать - OpenDubna.Ru
Фото: open-dubna.ru

Что такое авангардное искусство? За что авангардисты так презирали "общественные вкусы"? Почему они считали, что классика "уже не та"? Зачем авангардисты создавали такие странные картины? И все же, русский авангард – это богоборчество или богоискательство?  Об этом мы беседуем с искусствоведом, культурологом Ириной Языковой.

Зачем XX веку понадобилось авангардное искусство?

— Что такое авангард?

— То, что мы объединяем одним словом "авангард", включает в себя очень разнообразные течения (например, кубизм, футуризм, примитивизм, супрематизм, дадаизм), разные имена и идеи. Но для всех них было характерно одно — революционное восприятие действительности.

Авангард обычно связывают с революционными процессами начала XX века, и многие художники авангарда приветствовали революцию. Конечно, понимали они под ней скорее не какой-то социальный взрыв, а революцию духа, прежде всего — революцию в искусстве. В чем она заключалась? В радикальном разрыве с мировой традицией, с предыдущими поисками в искусстве. В отказе от отражения физического мира — вместо этого авангардисты стремились разработать новый язык для описания мира метафизического, невидимого. В этом краеугольная идея авангарда — выход за пределы известного в неизвестное и даже непознаваемое. Неслучайно созданный "новый язык" поэзии Велимир Хлебников называл "заумь".

Однако чрезвычайно важно понимать, что когда мы начинаем погружаться в искусство авангарда, то должны быть готовы к диалогу и взаимодействию с глубокой философской системой. Этим оно отличалось от предшествующих ему направлений и настроений в искусстве. Сам Казимир Малевич, например, был метафизиком и через свои образы стремился выразить смыслы безусловно философского масштаба.

Почему же вдруг потребовалась такая кардинальная переработка в искусстве? Потому что этого требовала эпоха XX века со всеми ее катастрофами, трагедиями, разломами. Всем стало очевидно, что после того, как мир пережил такие потрясения — Первую мировую войну, две революции в России, Гражданскую войну, немыслимо дальше беспечно рисовать "амуров" на лазурном небе Европы. Язык прежнего искусства оказался неспособен осмыслить тот кризис, который поразил все человечество. Как сказал позднее философ Теодор Адорно: "Писать стихи после Освенцима — это варварство". Старое умерло, распалось в хаос, и в нем еще только проглядывались очертания нового, которые нужно было разглядеть и понять через призму философии. Потому все авангардисты так ею и увлекались.

— Сам авангард как течение в искусстве был совершенно неожиданным явлением или же у него была какая-то историческая почва?

— Безусловно, авангард как культурное явление начала XX века отвечал или, правильнее сказать, вписывался в те процессы, которые зарождались на заре столетия. Это было грандиозное время. Время, которое в России называют Серебряным веком. Время открытия древнерусской иконы, время больших экспериментов в искусстве, время великих надежд.

Если обратиться к истории западного искусства, то она в каком-то смысле всегда развивалась по принципу авангарда. Каждое зарождающееся течение обращалось к совершенно новым проблемам. Импрессионизм, например, переместил свой фокус с "фотографического" описания окружающего мира (максимально точного, всесторонне приближенного к натуре, к чему стремился предшествующий ему реализм) на тот эмоциональный отклик и впечатление, которые в момент созерцания рождаются в душе художника. За импрессионистами появляются символисты, которые идут уже другим путем — начинают вырабатывать особый словарь символов, с помощью которого надеются достигнуть совершенного и исчерпывающего описания мира. Примеров подобных кардинальных изменений в художественном поиске — множество, учитывая, что развитие искусства чрезвычайно ускорилось к концу XIX — началу XX веков, буквально каждое десятилетие рождало одно, а то и несколько новых направлений. Но самое главное — каждое новое течение в искусстве пыталось забежать вперед, запрыгнуть за горизонт событий настоящего, предвосхищая само будущее.

Авангард — безусловно, взрыв, но взрыв предсказуемый. К этой бомбе были протянуты свои "фитили". Один из них — системный кризис культуры. По мнению многих современников, ее несущие основания были расшатаны, содержательный посыл оказался исчерпан. Кроме того, это еще и технический прогресс, вместе с которым в искусство буквально врывается идея скорости. Появляются фотография и кинематограф, на фоне которых простое копирование действительности кистью и красками стало уже ненужным. Об этом очень ярко писал Малевич: "Можно, конечно, трактовать сюжеты прошлого и показывать их современному миру, но от этого не свернет бег сегодняшняя жизнь и автомобили не обратятся в двуколки, телефоны не исчезнут и подводные лодки не превратятся в корабли классических греков".

Стремительно меняется и научно-философская картина мира: то, что вчера было традиционным и неоспоримым, сегодня уже пылится на полке. Кроме того, начался грандиозный процесс экономической глобализации в масштабах всего мира. В конце концов и общество — его структура, движущие силы — трансформировалось. Все это скопилось и сцепилось в огромный клубок не решенных для искусства проблем. Взрыв был неизбежен. И он произошел.

— Авангард чаще всего ассоциируется с яркой манифестацией. Это был, как они говорили, плевок традиционному, пощечина общественному вкусу. Что же так раздражало авангардистов? Против чего они подняли свой "художественный бунт" и что предлагали взамен разрушенному?

— Больше всего их раздражали буржуазная сытость с ее мещанской моралью, равнодушие и забитость бедных слоев, всевластие бюрократии.

Авангардисты декларировали создание нового путем радикального эстетического эксперимента. При этом они уничтожали классическую эстетику, потому что, по их мнению, она была абсолютно ложной. Обычный художник, изображая, например, красивую девушку на фоне прекрасного пейзажа, врет, потому что в реальности девушка не так красива и пейзаж за ней не так прекрасен. И все вместе это не отражает реальной жизни, а просто выдумано. Так думали авангардисты и выдвигали идею принципиально новой эстетики для создаваемого ими мира. Для него требовались новое восприятие, иные вкусы, категории, описательный язык. И в самом творчестве авангардисты, как бы странно это ни звучало, постоянно обращались к Богу. В Священном Писании сказано, что Создатель творил мир "из ничего", а значит, и настоящее грандиозное искусство должно созидать новый мир таким же образом, разрушив все до основания (до "ничто") и построив взамен нечто совершенно новое. Эстетика авангарда — это радикальная эстетика, которая по своей задаче "божественна" потому, что должна создать нечто совершенно новое.

Во что верили и чему поклонялись авангардисты?

— Если авангардисты выступали против любых форм традиционности, если они хотели разрушить весь существующий мир искусства и идей, значит, и религия — такая, какой она была, — их также не устраивала. Или я ошибаюсь?

— Однозначно на этот вопрос ответить не получится, ведь, как я уже говорила, все авангардисты были очень разными. Например, Наталья Гончарова (1881–1962), судя по всему, была человеком верующим. Она даже писала иконы в авангардном стиле. А вот Казимир Малевич, хоть и не был человеком религиозным в традиционном смысле этого слова, но творческий стимул получил, когда увидел, как художники из Петербурга расписывают в Киеве собор. Казимиру было пятнадцать лет, но это так его поразило, что он упросил мать купить ему кисти и краски и с тех пор уже никогда с ними не расставался. Огромное впечатление на него произвело открытие древнерусской иконы, когда в начале XX века реставратор Василий Гурьянов нашел способ снимать слой олифы с потемневших икон. До этого они были совершенно почерневшими из-за пыли и копоти, которая веками наслаивалась на них. И тут вдруг стали открываться истинные цвета и краски образов и это стало настоящей сенсацией. Особенным событием было открытие рублевских икон, например его знаменитой "Троицы". Конечно, для самого Малевича икона была интересна только как эстетический объект.

Многие из тех, кого мы сегодня считаем авангардистами, часто обращались к христианским образам и размышляли над евангельскими сюжетами. Кузьма Петров-Водкин (1878–1939), например, воспитывался в православных традициях и потому всю жизнь оставался человеком религиозным. Известно, что в городе Хвалынске, где он венчался, был храм, для которого он написал "Распятие" (к сожалению, сама церковь не сохранилась до наших дней). Была у Петрова-Водкина и серия картин, посвященных теме Богоматери, где (например, в "Петроградской Мадонне") была предпринята попытка осмыслить женщину его времени через религиозный образ. Интересно, что даже в его революционных картинах присутствует характерная для икон сферическая перспектива.

Известны религиозные искания Николая Рериха (1874–1947), который долгое время увлекался темой русских святых. Можно вспомнить его знаменитый цикл о преподобном Сергии Радонежском. Да и сам Малевич, хоть формально и был далек от религии, но серию своих "Квадратов" называл "новыми иконами". Знаменитый художник говорил, что его картины — это дорожные знаки, которые должны ориентировать человека на пути искусства. Он верил в Бога, но воспринимал Его не как личность, а как некоторый первопринцип.

Но все же я думаю, что вопрос о том, были ли авангардисты верующими или нет, второстепенен. Важнее то, что общий порыв авангарда был по духу религиозным. Он был пропитан отчетливым религиозным пафосом, собственно говоря, как и любое революционное движение. Об этом писал, между прочим, Николай Бердяев в книге "Религиозные истоки русского коммунизма". Философ, в частности, отмечал, что русский человек даже через богоборчество приходит к богоискательству. И эта мысль Бердяева, мне кажется, многое объясняет в самом авангарде.

Мы встречаем богоборческий пафос, например, у Малевича, когда он вместе с художником Михаилом Матюшиным (1861–1934) и поэтом-футуристом Алексеем Крученых (1886–1968) создал грандиозную оперу-мистерию — "Победа над солнцем". Малевич в связи с постановкой писал позднее в статье "Театр" очень характерно: "Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру". Это была попытка через отрицание прийти к новым творческим вершинам, и в этом скрывалось свое, быть может очень сложное, в каком-то смысле драматичное, не линейное, богоискательство.

Интересно, что похожие мотивы мы находим и у знаменитого композитора Александра Скрябина (1872–1915), который в своей музыке пытался соединить звук с цветом, то есть как бы "раскрасить" нотные станы, дать слушателю увидеть и ощутить за звучанием цветовую перспективу. Музыкант пытался воссоздать акт божественного творения Вселенной или хотя бы прикоснуться к нему. И такие космические проекты в искусстве мы встречаем в начале XX века постоянно. Это было характерно для духа времени. Все они перекликались между собой, влияли друг на друга, создавая единый революционный лейтмотив — безусловно богоборческий, но сквозь который, так или иначе, просвечивалось богоискательство.

— Если авангард стремился к такому грандиозному творчеству, если он радикально отказывался от старых традиций и «избитых» образов, почему художники этого направления так часто обращались к христианским идеям и сюжетам? Почему им был так важен диалог с христианской культурой?

— В первую очередь это связано с теми реалиями, в которых они формировались. Русские авангардисты во многом были воспитаны внутри христианской культуры, и это предопределило их обращение к ее основным темам. Кроме того, христианское искусство само по себе очень сильное. Авангардисты чувствовали это.

Не просто так известный французский художник и скульптор Анри Матисс (1869–1954), приехав в Россию и впервые увидев древние иконы, сказал: "Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников. И у них нам нужно учиться пониманию искусства".

В иконе было то, что так искали авангардисты: свобода от натуры, господство линий и плоскостей, иные пространство и время. Они понимали, что диалог с христианской культурой может быть очень плодотворен, что религиозная традиция не утратила понимания сверхзадачи искусства — прикосновение к метафизическому. Такое понимание было свойственно, например, Средним векам и уже менее заметно в поствозрожденческую эпоху. Кроме того, христианское искусство очень знаково, а авангардисты ценили знак за его емкость и в то же время бездонность. И здесь снова вспоминается Малевич, который «знаково» воспринимал свои картины.

  Зачем Малевич написал "Черный квадрат"? И что искал Кандинский в Раю?

— Говорят, что Малевич называл свой "Черный квадрат" антииконой. Что это значит?

— Для того, чтобы дешифровать значение этого высказывания художника, нужно помнить, что писал он эту картину в момент колоссальной исторической катастрофы — в разгар Первой мировой войны (1914–1918). Через "Черный квадрат" он попытался показать ту бездну, в которую катилось тогда человечество. Сам Малевич повесил ее в "красном углу" своей мастерской — действительно, будто бы как икону. Но "Черный квадрат" — это антиикона не в том смысле, что здесь скрыто нечто противоречащее иконе, дьявольское. В этой картине, по замыслу Малевича, был заключен такой же по силе символизм. В ней, если хотите, есть апофатическое начало.

Взяв форму иконы, близкую к квадрату, делая поля белыми, а средник черным, художник явно отталкивается от иконографического канона. Квадрат всегда был символом, который втягивает в себя весь мир — все четыре конца света. Потому и икона четырехугольна. Она как бы вбирает в себя масштаб всей вселенной. Все многоцветие иконы Малевич сводит к двум цветам: черному и белому — свету и тьме. Именно эти начала борются в мире — свет и тьма, бытие и небытие, Бог и Его противник. И здесь небытие, то есть черный цвет, как бы вытесняет, выталкивает свет на поля, занимая собой все пространство квадрата в середине. Там, где должен быть лик — мрак, который глухо предупреждает: дальше дороги нет! В этом смысле Малевич как бы ставит точку в искусстве, потому как мир разрушается мировой войной. Но это только одна из интерпретаций. Существует мнение, что "Черный квадрат" символизирует, наоборот, начало Вселенной, которая вот-вот должна появиться, или, наоборот, уже исчезла, а за ней родится новое небо и новая земля. Картина изображает и начало, и конец одновременно.

В этом смысле "Черный квадрат" — это антиикона, которая символизировала и крах привычных форм выразительности, и начало нового творческого поиска. Интересно, что впоследствии Малевич написал «Белый квадрат на белом фоне», а затем «Красный квадрат». Сам художник продолжил движение дальше, перешагнул "точку" "Черного квадрата", силясь постичь и выразить новые горизонты искусства.

— В истории русского авангарда есть, пожалуй, две самые главные и узнаваемые фигуры — это Казимир Малевич и Василий Кандинский. Кандинский шел тем же путем, что и Малевич?

— Нет, они совсем разные. Мне кажется, что Малевич по духу больше апокалиптик. Он как художник обращен к концу этого мира, пытается обозначить его гибель. При этом, всматриваясь в бездну "Черного квадрата", художник улавливает за чернотой вселенского "Апокалипсиса" проблески нового искусства, то, что он и назвал "супрематизмом" или беспредметным искусством.

Василий Кандинский (1866–1944) уходит в совершенно другое направление — к началам мира. Его можно назвать «райским» художником. Он как бы рассекает все формы искусства до первоэлементов — точки, линии, пятна — из которых складывается художественный образ. Кандинский стремится показать мир таким, каким он был на самой начальной стадии. Художник соприкасается с бытием разворачивающимся. Искусство Кандинского возвращает нас в то райское состояние, когда Адам в первый раз вдохнул воздуха и увидел мир вокруг себя в становлении — пока еще только всплески, неоформленные цвета, ощущения. Он видит линию, которой еще не проведен контур, видит точку, из которой еще не разлетелись звезды и планеты. У Кандинского все "первобытно", а потому — абстрактно, без законченных форм.

И Кандинский, и Малевич были теоретиками авангарда. Василий Васильевич оставил нам небольшую, но очень емкую книгу — "О духовном в искусстве", в которой объяснил, почему для своего творчества он использовал язык абстракций. Художник сравнивал искусство живописи с музыкой.

Сама по себе музыка — абстрактна, но человек всегда слышит в ней что-то конкретное и личное. И для того, чтобы, например, музыкально изобразить утро, необязательно тащить в оркестровую яму петуха.

Клоду Дебюсси или Петру Чайковскому было достаточно всего лишь гармонии семи нот, чтобы «изобразить» слушателю утро. Точно так же и в картинах Кандинского, используя сочетание семи цветов и освобождая свои картины от предметности, художник стремился погрузить своего зрителя в «музыку света». Использование абстрактной живописи обосновывалось художником психофизически. И ведь правда, когда мы смотрим на пейзаж за окном, то в первую очередь на уровне эмоций видим его или солнечным, или пасмурным. И художнику, для того чтобы передать это ощущение, совершенно необязательно дотошно копировать весь пейзаж. Достаточно лишь абстрагировать его от конкретных очертаний и передать само настроение, придать ему музыкальное звучание.

Тем не менее, мне кажется, что религиозные поиски, осмысление сакрального, божественного у Малевича и у Кандинского до сих пор до конца не поняты и не оценены.

Чем закончился авангард?

— Любой творческий эпатаж, любая продуманная и спланированная бутафория в искусстве сегодня, как правило, ассоциируется с авангардом. Если живопись шокирует нас, если мы видим неожиданный эксперимент, то, как правило, определяем увиденное как искусство. Может и непонятное, странное, но — искусство, причем авангардное. Авангардисты ведь шокировали тогдашнее общество своими выставками. Насколько правомочно сопоставлять современное искусство с авангардом?

— Внешнее сходство действительно заметно. И авангардисты, и многие деятели современного искусства использовали и используют эпатаж как инструмент творческой трансляции. Но радикальное различие заключается в том, что когда ты начинаешь анализировать живопись первой половины XX века, то понимаешь, что за внешней, безусловно яркой и шокирующей, формой всегда скрывается очень глубокая и сложная философия. Внешняя эффектность искусства авангарда завлекала зрителя вглубь — к смыслу того, что пытался сказать художник. И каждый раз зритель сталкивался с колоссальной по своему масштабу продуманной философской системой. Пример «Черного квадрата», о котором мы говорили выше, — яркое тому подтверждение. То же ощущаешь, когда читаешь работы Кандинского. Понимаешь насколько мощная интеллектуальная база стояла за его творческой системой.

К сожалению, современное искусство необычностью форм завоевывает внимание ради внимания. Это хорошо отработанный способ пиара и только. Конечно, и в современном искусстве есть немало интересного, глубокого, художники нередко поднимают философские темы, но так называемое актуальное искусство главным образом строит свою стратегию на скандале, который часто входит в замысел художника, кажется, что такое высказывание автора быстрей заметят. Но, кстати, в современном искусстве, мало и собственно нового, все в той или иной степени уже было. Например, так называемый "акционизм" (явление середины XX века, когда само по себе искусство приближается к действию, приобретает черты публичной акции) был и в искусстве начала XX века, когда художники, поэты, мыслители проводили свои яркие, особенные, странные для обывателя выставки, писали грандиозные и дерзкие манифесты, устраивали целые шествия. Но делалось все это не только ради того, что привлечь внимание публики к своему мировоззрению, а чтобы заставить человека задуматься над тем, что ими заявлялось, задать ему те вопросы, о которых он никогда бы не подумал.

Сегодняшний акционизм в искусстве превратился не только в самоцель, но и в средство политической пропаганды. Это может быть яркая оболочка, но, как правило, с пустым содержанием. Современное искусство, на мой взгляд, философски проработано очень слабо. Хотя, конечно, можно найти и положительные примеры, но их меньше.

— Сегодня идет грандиозный спор между приверженцами классического и авангардного искусства. При этом разрыв между оппонентами громаден, язык общения порой бывает грубым. В чем Вы видите причину такого ярого неприятия друг друга этих двух позиций?

— Искусство — это сфера, где человек раскрывается прежде всего эмоционально, поэтому вокруг искусства и споры ведутся с повышенными эмоциями. И к тому же тут вопрос языка и вопрос контекста. Как мы с вами говорили, авангард стремился создать новый язык, отличный от классического, он хотел порвать со всей предыдущей традицией, создать новое искусство. И создал язык, который приверженцам традиции непонятен. Но я думаю, что при желании можно научиться понимать любой язык и услышать, что хотел сказать художник.

Тут и контекст важно учитывать, потому что авангард рождался в атмосфере крушения не только классического искусства, но и классического представления о вселенной и о человеке. Сегодня уже нельзя сказать, что опыт ХХ века не изменил человека, и что он так же, как и двести, и триста, и пятьсот лет назад ощущает себя во вселенной. Мы стали другими, а искусство — это своего рода наше зеркало, и потому оно тоже меняется. Но тут нет и не может быть противопоставления. Классика хороша по-своему, авангард — по-своему.

— Авангард заявил, что классика отжила, что она недееспособна и лжива. Выдержала ли эта позиция испытание временем? Действительно ли классика так бессильна?

— Нет, конечно, классика не отжила, на то она и классика. Сколько веков прошло со времен античности, а она все равно питает европейскую и мировую культуру. Точно также и византийская и древнерусская икона. "Сбросить Пушкина с корабля современности" не удалось — и слава Богу! Юношеский порыв авангарда (а этот был бунт детей против отцов) разрушить все до основания не удался. Но удалось воздвигнуть свое здание рядом с классикой. И в этом ценность авангарда, по крайней мере, начала ХХ века, что он не только разрушал, но и строил. И его достижениями питалось искусство на протяжении всего ХХ века и сегодня питается. В какой-то мере мы можем говорить о "классике авангарда". Авангард тоже стал классикой. Вопрос: что идет ему на замену? Ответить очень трудно.

— С момента зарождения авангардного искусства прошел уже целый век. Насколько реализовались планы и программы этих художников? Не получается ли, что они закончились провалом, ведь сегодня авангардом интересуется узкий круг специалистов и любителей?

— Прошло сто лет, и мы с уверенностью можем сказать, что русский авангард — великое явление, он глубоко повлиял на ход развития мирового искусства. Как мы знаем, Василий Кандинский уехал в Германию и стал основателем двух объединений «Синий всадник» и «Мост», и стал значительной фигурой в немецком искусстве ХХ века. А Марк Шагал — во французском. Казимир Малевич никуда не уезжал, но стал одним из самых популярных и влиятельных художников ХХ века, его творчеством до сих пор вдохновляются художники по всему миру.

К сожалению, судьбы многих художников авангарда сложились трагически. Одни вынуждены были покинуть Россию, как Кандинский, Шагал, Бурлюк, Гончарова, Ларионов и другие, а кто-то не смог или не захотел уехать на Запад. И здесь одни вписались в советскую систему, а другие нет. Один из учеников Малевича, Стерлигов, в 1930-х годах сидел. Александр Древин был расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне. Павел Филонов умер в 1941 году в блокадном Ленинграде от голода, а Эль Лисицкий в том же году в Москве — от туберкулеза. Малевич, Петров-Водкин, отчасти Владимир Татлин и Роберт Фальк смогли вписаться в советскую систему, но уже в 1930-е годы авангард был заклеймен как вредный формализм, и было сделано все, чтобы все разнообразие художественных течений свести к одному: в стране утвердился социалистический реализм. Но в послевоенные годы, особенно в 60-70-е, семена, посеянные художниками-бунтарями, взошли. И мы можем говорить о так называемом "втором авангарде". Он, конечно, не был столь масштабным и глубоким. Но он был, а значит, усилия художников начала ХХ века не оказались напрасными. Кстати, интересный факт: один из учеников Малевича, Владимир Стерлигов, в 1960-х годах основал группу художников, которые работали над созданием религиозного искусства. В основу творчества этой группы легла стерлиговская теория "Чашно-купольного сознания", которая, как он считал, развивает супрематические идеи Малевича.

К сожалению, вы правы, об искусстве авангарда знают в основном знатоки и любители, авангард очень ценят коллекционеры, он стоит довольно дорого. А вот широкая публика — не очень им интересуется, потому что не понимает. И это если и провал, то провал в том смысле, что мы не учим по-настоящему наших детей смотреть и понимать искусство, и, вырастая, они дальше Шишкина и Васнецова подняться не могут. Я думаю, что нужно больше рассказывать людям об искусстве, у которого столько много разных и интересных языков, направлений, имен, идей.

— Что бы Вы посоветовали читать тем, кто захочет познакомиться с авангардом поближе?

— В первую очередь стоит прочитать манифесты самих авангардистов. Например, первый манифест футуризма итальянского поэта Филиппо Маринетти или текст русских авангардистов — "Пощечина общественному вкусу".

Есть интересная книга Елены Сидориной "Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде" (Москва, 2012).

У Андрея Крусанова есть исследование в трех томах "Русский авнгард" (Москва, 2010).

Но все же непосредственное прикосновение к этому искусству возможно только в галерее. Эти картины нужно видеть вживую, при этом осознавая, что для их понимания потребуется выучить определенный язык, на котором они были написаны. 

Добавить комментарий Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.

Имя (обязательное)

E-Mail (обязательное)

Сайт

Подписаться на уведомления о новых комментариях


Обновить

Отправить Отменить JComments Автор: Языкова Ирина, Сысоев Тихон
В психиатрической больнице 22 состоялся художественный мастер-класс - ГАУЗ МО ПБ №22На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» г. Химки в рамках цикла реабилитационных программ состоялся первый мастер-класс под руководством Ольги Игоревны Шульгиной — профессионального художника,
28.08.2017 ГАУЗ МО ПБ №22
В среду «Химки» сыграют с «Авангардом» - ФК ХимкиВ среду, 9 августа, красно-черные начнут свой августовский марафон домашних матчей матчем против курского «Авангарда», с которым красно-черные не встречались уже целых семь лет.
08.08.2017 ФК Химки
Экскурсия на электричке - Правительство Московской областиИсточник: РИАМО  Пассажиры Центральной пригородной пассажирской компании смогут в субботу отправиться на туристическом экспрессе на экскурсию по Сергиеву Посаду, сообщает пресс-служба ОАО «ЦППК».
18.11.2017 Правительство Московской области
Лосинопетровцев приглашают в музей народных художественных промыслов  на выставку «История клинской ёлочной игрушки» - Городские вестиВ Московском областном музее народных художественных промыслов 17 ноября открывается выставка «История клинской ёлочной игрушки».
18.11.2017 Городские вести
Фото РИАМО Фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» планируют провести в 2018 году в Подмосковье на территории заводов Морозова в Орехово-Зуеве,
18.11.2017 Oz-on.Ru
«Летние концертные залы» запустят в парках Подмосковья - ТК КварцФото: pixabay Жителей Подмосковья, прогуливающихся в парках, теперь будут радовать выступлениями музыкантов.
18.11.2017 ТК Кварц
Межнациональный детский фестиваль-конкурс «Мы вместе! Мы едины!» прошёл в Щёлкове - Газета ВремяСегодня, 17 ноября, в театрально-концертном центре «Щёлковский Театр» прошёл первый районный Межнациональный детский фестиваль-конкурс «Мы вместе!
17.11.2017 Газета Время
Более 300 человек приняли участие в Марафоне национальных культур в Орехово-Зуеве 17 ноября - Орехово-Зуевская правдаТретий этап Марафона национальных культур «Подмосковье – территория дружбы» состоялся в центре культуры и досуга «Мечта» в Орехово-Зуеве 17 ноября Автор фотографии:
17.11.2017 Орехово-Зуевская правда
wO3n2A5WtHc.jpg - Администрация г. СерпуховПо инициативе Министерства культуры МО на портале «Путеводитель по Московской области» открылось голосование за самый популярный для туристов город в Подмосковье.
17.11.2017 Администрация г. Серпухов
Санкт-Петербургский международный культурный форум - Правительство Московской областиИсточник: Пресс-служба Губернатора Московской области Пресс-конференция по фестивальным проектам Подмосковья состоялась в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума,
17.11.2017 Правительство Московской области
Выступление гимнастов под руководством Станислава Богданова на премьере шоу «Карнавал» в цирке на Цветном бульваре. - Правительство Московской областиИсточник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник Советник губернатора Московской области в ранге министра Нармин Ширалиева рассказала, что культурной жизни Подмосковья не хватает цирковых проектов, и добавила,
17.11.2017 Правительство Московской области
В ближайшее время в Серпухове откроется первый коворкинг-центр - Администрация г. СерпуховС 2016 года коворкинг- центры открываются по всему Подмосковью. Их создание – одно из приоритетных направлений по поддержке предпринимательства в Московской области.
17.11.2017 Администрация г. Серпухов
18 ноября Серпуховский музыкально-драматический театр - Премьера доброй комедии о любви «Дачный роман» по пьесе известных драматургов Владимира Константинова и Бориса Рацера (16+).
17.11.2017 Администрация г. Серпухов
В Петербурге представили три основных культурных события Подмосковья в 2018 г - РТВ-ПодмосковьеСоветник губернатора Московской области в ранге министра Нармин Ширалиева представила три основных культурных события 2018 года в Подмосковье на Санкт-Петербургском международном культурном форуме,
17.11.2017 РТВ-Подмосковье
IMG 5054 - Администрация г.Орехово-ЗуевоКруглый стол был посвящен столетию со дня Октябрьской революции. Его организаторами выступили работники музея и члены Коммунистической партии Российской Федерации.
17.11.2017 Администрация г.Орехово-Зуево
Рисунок Егора Солдатова из Подольска украсит улицу одного из городов Подмосковья - ТК Кварц  Участие в конкурсе «Будущее России» принимали дети и взрослые с инвалидностью.
17.11.2017 ТК Кварц
Единую афишу культурных мероприятий планируют создать в Подмосковье - Орехово-Зуевская правдаВласти Московской области планируют создать единую афишу культурных мероприятий региона, куда бы входил регулярный репертуар и гастроли московских театров,
17.11.2017 Орехово-Зуевская правда
Фестиваль Чайковского в Клину по традиции будет проходить в июне - Серп и МолотСоветник губернатора Московской области в ранге министра Нармин Ширалиева представила три основных культурных события 2018 года в Подмосковье на Санкт-Петербургском международном культурном форуме,
17.11.2017 Серп и Молот
«Пока жива память – живы герои» - Наро-Фоминский район3 декабря 2017 года в 12 часов 5-й юбилейный фестиваль «Белые крылья памяти» встретит участников в хореографической школе имени Ирины Зайцевой.
17.11.2017 Наро-Фоминский район
Юные таланты Красногорского хореографического училища на большой сцене - Красногорские вестиВ Московском областном государственном театре «Русский балет» 15 и 16 ноября при полном аншлаге прошли премьерные показы балета Л. Минкуса «Дон Кихот».
17.11.2017 Красногорские вести
В "Манеже" завершается выставка о настоящем и будущем России - Вести-Москва"Россия, устремлённая в будущее" - большую мультимедийную выставку с этим названием можно посетить в Центральном выставочном зале "Манеж".
17.11.2017 Вести-Москва
Балашихинский театр кукол «Сказка» - лауреат первой степени Международного фестиваля в г. Скалея (Италия) - vbalashihe.ruБалашихинский театр кукол «Сказка» - лауреат первой степени Международного фестиваля в г. Скалея (Италия) 2 - 9 ноября 2017 г. «Образцовый» коллектив театр кукол «Сказка», филиал МБУ ДПЦ «Семья»,
17.11.2017 vbalashihe.ru
В Королеве собаки загрызли пенсионерку - E-vanteevka.RuПожилая женщина скончалась от укусов собак, возбуждено уголовное дело.
17.11.2017 E-vanteevka.Ru
В серьёзных ДТП пострадали водители и пассажир - КопейкаЗа период, с 10 по 17 ноября текущего года сотрудниками отдела ГИБДД УМВД России по Сергиево-Посадскому району зарегистрировано 66 ДТП с материальным ущербом, а также три происшествия в которых пострадали люди.
17.11.2017 Копейка
Самые крупные взрывы бытового газа в регионах России начиная с 2000 года - Орехово-Зуевская правдаВ Ижевске 9 ноября из-за взрыва бытового газа обрушилась часть жилого девятиэтажного дома, о других аналогичных крупнейших случаях обрушения домов — в справке Коммерсантъ-Online Автор фотографии:
17.11.2017 Орехово-Зуевская правда
Неизвестный ограбил пожилую женщину в Томилино - Люберецкая панорама
Неизвестный ограбил пожилую женщину в Томилино
ЛЮБЕРЦЫ. 17 ноября. INLUBERTSY.RU – Неизвестный, применив насилие, открыто похитил принадлежащую сумку женщины, в которой находились мобильный телефон и денежные средства,
Люберецкая панорама
У наших соседей - Егорьевский Курьер
У наших соседей
№ 46 от 15 ноября 2017 г.   В гибели подростка обвинят машиниста? В районе станции Шатура электричка сбила подростка 2001 года рождения.
Егорьевский Курьер
Полицейские города Клин раскрыли кражу из садового дома - Серп и Молот
Полицейские города Клин раскрыли кражу из садового дома
В Дежурную часть ОМВД России по Клинскому району поступило сообщение от 30-летней местной жительницы о том, что неизвестные из ее дома, расположенного в садоводческом товариществе «Мичуринец», похитили золотые украшения,
Серп и Молот
Дайджест мероприятий на выходные 18 и 19 ноября и последующую неделю в Звенигороде - Звенигородские ведомостиРедакция «ЗВ» составила дайджест интересных событий, которые пройдут в Звенигороде в выходные дни выходные 18 и 19 ноября, а также на последующую рабочую неделю.
17.11.2017 Звенигородские ведомости
Марафон национальных культур - Правительство Московской областиИсточник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Эльмиры Хаймурзиной В Орехово-Зуеве 17 ноября пройдет этап марафона национальных культур, в рамках мероприятия пройдут спортивные соревнования,
17.11.2017 Правительство Московской области
Фотовыставка Сергея Иванова «Земная плоть всегда обнажена» проходит в «Доме Широкова» - Павлово-Посадские известияС работами данного автора павловопосадцы знакомы достаточно давно. Помимо персональных экспозиций, его фотографии участвовали практически во всех выставках творческого объединения художников «АРТ- Широкофф»,
17.11.2017 Павлово-Посадские известия
Более 300 человек приняли участие в Марафоне национальных культур в Орехово-Зуеве 17 ноября - Орехово-Зуевская правда
Более 300 человек приняли участие в Марафоне национальных культур в Орехово-Зуеве 17 ноября
Третий этап Марафона национальных культур «Подмосковье – территория дружбы» состоялся в центре культуры и досуга «Мечта» в Орехово-Зуеве 17 ноября Автор фотографии:
Орехово-Зуевская правда
В Мособлдуме открылась выставка солнечногорского скульптора Романа Фашаяна - Газета Сенеж
В Мособлдуме открылась выставка солнечногорского скульптора Романа Фашаяна
Тематическая выставка заслуженного художника России, скульптора Романа Фашаяна «Защитникам русской земли», открывшаяся 16 ноября в Московской областной думе, по признанию самого автора,
Газета Сенеж
Открытие выставки под названием «Без лица» состоялось в Ступинском музее - Ступинская панорама
Открытие выставки под названием «Без лица» состоялось в Ступинском музее
Автор фотографии: Ступинское информагентство, Сергей Демянюк В Ступинском историко-краеведческом музее состоялось открытие необычной выставки под названием «Без лица» - экспонатами её являются всевозможные маски разны
Ступинская панорама
Гаражи в Московской области - Правительство Московской областиС начала текущего года в подмосковном Клину снесли более 100 незаконно установленных гаражей, сообщает Клинское информагентство со ссылкой на главу Клинского района Алену Сокольскую.
17.11.2017 Правительство Московской области
В Подмосковье пройдет первый международный спортивный форум «Sport City 2.0» - Химские новостиС 30 ноября по 1 декабря в Доме Правительства Московской области пройдет форум «Sport City 2.0» Спорт.
17.11.2017 Химские новости
В шаге от победы - Дмитровский вестникВоспитанник дмитровской секции тяжелой атлетики мастер спорта Петр Попов стал серебряным призером открытого международного турнира «Klokov Power Weekend», организованного Федерацией силовых видов спорта.
17.11.2017 Дмитровский вестник
Болеем за дмировчан! - Дмитровский вестник
Болеем за дмировчан!
18-19 ноября в Инсбруке (Австрия) пройдет первый этап Кубка мира по санному спорту.
Дмитровский вестник
Состоялся турнир на Кубок главы г.о. Зарайск по FIFA-2018 - За новую жизнь
Состоялся турнир на Кубок главы г.о. Зарайск по FIFA-2018
11 ноября во Дворце культуры им. Виктора Леонова прошел турнир на Кубок главы г.о.
За новую жизнь
Юных фехвтовальщиков Долгопрудного тренирует наставница олимпийской чемпионки Яны Егорян - Долгие Пруды
Юных фехвтовальщиков Долгопрудного тренирует наставница олимпийской чемпионки Яны Егорян
Сборная города Долгопрудного по фехтованию на шпагах завоевала первое место в командных соревнованиях на всероссийском турнире по фехтованию «Волга-Волга» в городе Саратове.
Долгие Пруды
В перестрелке в деловом центре «Москва-Сити» пострадали шесть охранников - РТВ-ПодмосковьеМежду посетителями и охранниками одной из башен делового центра «Москва-Сити» произошла перестрелка, шестерых охранников ранили, сообщает пресс-служба ГСУ СК России по столице.
18.11.2017 РТВ-Подмосковье
Кинолекторий немецкого клуба в Красногорске приглашает на просмотры - Красногорские вестиНе так давно в Красногорском филиале музея Победы открылся немецкий клуб, созданный в рамках сотрудничества учреждения культуры и организации «Общество дружбы городов-побратимов Красногорск–Хехштадт».
18.11.2017 Красногорские вести
День рождения Деда Мороза празднуют в России 18 ноября - Серп и МолотПочему День рождение Деда Мороза 18 ноября? В этот день рождаются морозы!
18.11.2017 Серп и Молот
Пасмурная, сырая и ветреная погода сохранится в Люберцах - ИнфоЛюберцыИнфоЛюберцы – 18 ноя . Как сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы, пасмурная и дождливая погода задержится в Московском регионе еще на несколько дней.
18.11.2017 ИнфоЛюберцы
Люберчане смогут воспользоваться льготами на автобусный маршрут №7 - Люберецкая панорамаЛЮБЕРЦЫ. 17 ноября. INLUBERTSY.RU – С 1 января 2018 года жители Люберец смогут воспользоваться льготным проездом на маршруты - № 7 «ст.
17.11.2017 Люберецкая панорама