Новости города БезФормата.Ru
Дубна
Главные новости
 
Задать вопрос?

Русский авангард: все, что нужно знать

Русский авангард: все, что нужно знать - OpenDubna.Ru
Фото: open-dubna.ru

Что такое авангардное искусство? За что авангардисты так презирали "общественные вкусы"? Почему они считали, что классика "уже не та"? Зачем авангардисты создавали такие странные картины? И все же, русский авангард – это богоборчество или богоискательство?  Об этом мы беседуем с искусствоведом, культурологом Ириной Языковой.

Зачем XX веку понадобилось авангардное искусство?

— Что такое авангард?

— То, что мы объединяем одним словом "авангард", включает в себя очень разнообразные течения (например, кубизм, футуризм, примитивизм, супрематизм, дадаизм), разные имена и идеи. Но для всех них было характерно одно — революционное восприятие действительности.

Авангард обычно связывают с революционными процессами начала XX века, и многие художники авангарда приветствовали революцию. Конечно, понимали они под ней скорее не какой-то социальный взрыв, а революцию духа, прежде всего — революцию в искусстве. В чем она заключалась? В радикальном разрыве с мировой традицией, с предыдущими поисками в искусстве. В отказе от отражения физического мира — вместо этого авангардисты стремились разработать новый язык для описания мира метафизического, невидимого. В этом краеугольная идея авангарда — выход за пределы известного в неизвестное и даже непознаваемое. Неслучайно созданный "новый язык" поэзии Велимир Хлебников называл "заумь".

Однако чрезвычайно важно понимать, что когда мы начинаем погружаться в искусство авангарда, то должны быть готовы к диалогу и взаимодействию с глубокой философской системой. Этим оно отличалось от предшествующих ему направлений и настроений в искусстве. Сам Казимир Малевич, например, был метафизиком и через свои образы стремился выразить смыслы безусловно философского масштаба.

Почему же вдруг потребовалась такая кардинальная переработка в искусстве? Потому что этого требовала эпоха XX века со всеми ее катастрофами, трагедиями, разломами. Всем стало очевидно, что после того, как мир пережил такие потрясения — Первую мировую войну, две революции в России, Гражданскую войну, немыслимо дальше беспечно рисовать "амуров" на лазурном небе Европы. Язык прежнего искусства оказался неспособен осмыслить тот кризис, который поразил все человечество. Как сказал позднее философ Теодор Адорно: "Писать стихи после Освенцима — это варварство". Старое умерло, распалось в хаос, и в нем еще только проглядывались очертания нового, которые нужно было разглядеть и понять через призму философии. Потому все авангардисты так ею и увлекались.

— Сам авангард как течение в искусстве был совершенно неожиданным явлением или же у него была какая-то историческая почва?

— Безусловно, авангард как культурное явление начала XX века отвечал или, правильнее сказать, вписывался в те процессы, которые зарождались на заре столетия. Это было грандиозное время. Время, которое в России называют Серебряным веком. Время открытия древнерусской иконы, время больших экспериментов в искусстве, время великих надежд.

Если обратиться к истории западного искусства, то она в каком-то смысле всегда развивалась по принципу авангарда. Каждое зарождающееся течение обращалось к совершенно новым проблемам. Импрессионизм, например, переместил свой фокус с "фотографического" описания окружающего мира (максимально точного, всесторонне приближенного к натуре, к чему стремился предшествующий ему реализм) на тот эмоциональный отклик и впечатление, которые в момент созерцания рождаются в душе художника. За импрессионистами появляются символисты, которые идут уже другим путем — начинают вырабатывать особый словарь символов, с помощью которого надеются достигнуть совершенного и исчерпывающего описания мира. Примеров подобных кардинальных изменений в художественном поиске — множество, учитывая, что развитие искусства чрезвычайно ускорилось к концу XIX — началу XX веков, буквально каждое десятилетие рождало одно, а то и несколько новых направлений. Но самое главное — каждое новое течение в искусстве пыталось забежать вперед, запрыгнуть за горизонт событий настоящего, предвосхищая само будущее.

Авангард — безусловно, взрыв, но взрыв предсказуемый. К этой бомбе были протянуты свои "фитили". Один из них — системный кризис культуры. По мнению многих современников, ее несущие основания были расшатаны, содержательный посыл оказался исчерпан. Кроме того, это еще и технический прогресс, вместе с которым в искусство буквально врывается идея скорости. Появляются фотография и кинематограф, на фоне которых простое копирование действительности кистью и красками стало уже ненужным. Об этом очень ярко писал Малевич: "Можно, конечно, трактовать сюжеты прошлого и показывать их современному миру, но от этого не свернет бег сегодняшняя жизнь и автомобили не обратятся в двуколки, телефоны не исчезнут и подводные лодки не превратятся в корабли классических греков".

Стремительно меняется и научно-философская картина мира: то, что вчера было традиционным и неоспоримым, сегодня уже пылится на полке. Кроме того, начался грандиозный процесс экономической глобализации в масштабах всего мира. В конце концов и общество — его структура, движущие силы — трансформировалось. Все это скопилось и сцепилось в огромный клубок не решенных для искусства проблем. Взрыв был неизбежен. И он произошел.

— Авангард чаще всего ассоциируется с яркой манифестацией. Это был, как они говорили, плевок традиционному, пощечина общественному вкусу. Что же так раздражало авангардистов? Против чего они подняли свой "художественный бунт" и что предлагали взамен разрушенному?

— Больше всего их раздражали буржуазная сытость с ее мещанской моралью, равнодушие и забитость бедных слоев, всевластие бюрократии.

Авангардисты декларировали создание нового путем радикального эстетического эксперимента. При этом они уничтожали классическую эстетику, потому что, по их мнению, она была абсолютно ложной. Обычный художник, изображая, например, красивую девушку на фоне прекрасного пейзажа, врет, потому что в реальности девушка не так красива и пейзаж за ней не так прекрасен. И все вместе это не отражает реальной жизни, а просто выдумано. Так думали авангардисты и выдвигали идею принципиально новой эстетики для создаваемого ими мира. Для него требовались новое восприятие, иные вкусы, категории, описательный язык. И в самом творчестве авангардисты, как бы странно это ни звучало, постоянно обращались к Богу. В Священном Писании сказано, что Создатель творил мир "из ничего", а значит, и настоящее грандиозное искусство должно созидать новый мир таким же образом, разрушив все до основания (до "ничто") и построив взамен нечто совершенно новое. Эстетика авангарда — это радикальная эстетика, которая по своей задаче "божественна" потому, что должна создать нечто совершенно новое.

Во что верили и чему поклонялись авангардисты?

— Если авангардисты выступали против любых форм традиционности, если они хотели разрушить весь существующий мир искусства и идей, значит, и религия — такая, какой она была, — их также не устраивала. Или я ошибаюсь?

— Однозначно на этот вопрос ответить не получится, ведь, как я уже говорила, все авангардисты были очень разными. Например, Наталья Гончарова (1881–1962), судя по всему, была человеком верующим. Она даже писала иконы в авангардном стиле. А вот Казимир Малевич, хоть и не был человеком религиозным в традиционном смысле этого слова, но творческий стимул получил, когда увидел, как художники из Петербурга расписывают в Киеве собор. Казимиру было пятнадцать лет, но это так его поразило, что он упросил мать купить ему кисти и краски и с тех пор уже никогда с ними не расставался. Огромное впечатление на него произвело открытие древнерусской иконы, когда в начале XX века реставратор Василий Гурьянов нашел способ снимать слой олифы с потемневших икон. До этого они были совершенно почерневшими из-за пыли и копоти, которая веками наслаивалась на них. И тут вдруг стали открываться истинные цвета и краски образов и это стало настоящей сенсацией. Особенным событием было открытие рублевских икон, например его знаменитой "Троицы". Конечно, для самого Малевича икона была интересна только как эстетический объект.

Многие из тех, кого мы сегодня считаем авангардистами, часто обращались к христианским образам и размышляли над евангельскими сюжетами. Кузьма Петров-Водкин (1878–1939), например, воспитывался в православных традициях и потому всю жизнь оставался человеком религиозным. Известно, что в городе Хвалынске, где он венчался, был храм, для которого он написал "Распятие" (к сожалению, сама церковь не сохранилась до наших дней). Была у Петрова-Водкина и серия картин, посвященных теме Богоматери, где (например, в "Петроградской Мадонне") была предпринята попытка осмыслить женщину его времени через религиозный образ. Интересно, что даже в его революционных картинах присутствует характерная для икон сферическая перспектива.

Известны религиозные искания Николая Рериха (1874–1947), который долгое время увлекался темой русских святых. Можно вспомнить его знаменитый цикл о преподобном Сергии Радонежском. Да и сам Малевич, хоть формально и был далек от религии, но серию своих "Квадратов" называл "новыми иконами". Знаменитый художник говорил, что его картины — это дорожные знаки, которые должны ориентировать человека на пути искусства. Он верил в Бога, но воспринимал Его не как личность, а как некоторый первопринцип.

Но все же я думаю, что вопрос о том, были ли авангардисты верующими или нет, второстепенен. Важнее то, что общий порыв авангарда был по духу религиозным. Он был пропитан отчетливым религиозным пафосом, собственно говоря, как и любое революционное движение. Об этом писал, между прочим, Николай Бердяев в книге "Религиозные истоки русского коммунизма". Философ, в частности, отмечал, что русский человек даже через богоборчество приходит к богоискательству. И эта мысль Бердяева, мне кажется, многое объясняет в самом авангарде.

Мы встречаем богоборческий пафос, например, у Малевича, когда он вместе с художником Михаилом Матюшиным (1861–1934) и поэтом-футуристом Алексеем Крученых (1886–1968) создал грандиозную оперу-мистерию — "Победа над солнцем". Малевич в связи с постановкой писал позднее в статье "Театр" очень характерно: "Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру". Это была попытка через отрицание прийти к новым творческим вершинам, и в этом скрывалось свое, быть может очень сложное, в каком-то смысле драматичное, не линейное, богоискательство.

Интересно, что похожие мотивы мы находим и у знаменитого композитора Александра Скрябина (1872–1915), который в своей музыке пытался соединить звук с цветом, то есть как бы "раскрасить" нотные станы, дать слушателю увидеть и ощутить за звучанием цветовую перспективу. Музыкант пытался воссоздать акт божественного творения Вселенной или хотя бы прикоснуться к нему. И такие космические проекты в искусстве мы встречаем в начале XX века постоянно. Это было характерно для духа времени. Все они перекликались между собой, влияли друг на друга, создавая единый революционный лейтмотив — безусловно богоборческий, но сквозь который, так или иначе, просвечивалось богоискательство.

— Если авангард стремился к такому грандиозному творчеству, если он радикально отказывался от старых традиций и «избитых» образов, почему художники этого направления так часто обращались к христианским идеям и сюжетам? Почему им был так важен диалог с христианской культурой?

— В первую очередь это связано с теми реалиями, в которых они формировались. Русские авангардисты во многом были воспитаны внутри христианской культуры, и это предопределило их обращение к ее основным темам. Кроме того, христианское искусство само по себе очень сильное. Авангардисты чувствовали это.

Не просто так известный французский художник и скульптор Анри Матисс (1869–1954), приехав в Россию и впервые увидев древние иконы, сказал: "Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников. И у них нам нужно учиться пониманию искусства".

В иконе было то, что так искали авангардисты: свобода от натуры, господство линий и плоскостей, иные пространство и время. Они понимали, что диалог с христианской культурой может быть очень плодотворен, что религиозная традиция не утратила понимания сверхзадачи искусства — прикосновение к метафизическому. Такое понимание было свойственно, например, Средним векам и уже менее заметно в поствозрожденческую эпоху. Кроме того, христианское искусство очень знаково, а авангардисты ценили знак за его емкость и в то же время бездонность. И здесь снова вспоминается Малевич, который «знаково» воспринимал свои картины.

  Зачем Малевич написал "Черный квадрат"? И что искал Кандинский в Раю?

— Говорят, что Малевич называл свой "Черный квадрат" антииконой. Что это значит?

— Для того, чтобы дешифровать значение этого высказывания художника, нужно помнить, что писал он эту картину в момент колоссальной исторической катастрофы — в разгар Первой мировой войны (1914–1918). Через "Черный квадрат" он попытался показать ту бездну, в которую катилось тогда человечество. Сам Малевич повесил ее в "красном углу" своей мастерской — действительно, будто бы как икону. Но "Черный квадрат" — это антиикона не в том смысле, что здесь скрыто нечто противоречащее иконе, дьявольское. В этой картине, по замыслу Малевича, был заключен такой же по силе символизм. В ней, если хотите, есть апофатическое начало.

Взяв форму иконы, близкую к квадрату, делая поля белыми, а средник черным, художник явно отталкивается от иконографического канона. Квадрат всегда был символом, который втягивает в себя весь мир — все четыре конца света. Потому и икона четырехугольна. Она как бы вбирает в себя масштаб всей вселенной. Все многоцветие иконы Малевич сводит к двум цветам: черному и белому — свету и тьме. Именно эти начала борются в мире — свет и тьма, бытие и небытие, Бог и Его противник. И здесь небытие, то есть черный цвет, как бы вытесняет, выталкивает свет на поля, занимая собой все пространство квадрата в середине. Там, где должен быть лик — мрак, который глухо предупреждает: дальше дороги нет! В этом смысле Малевич как бы ставит точку в искусстве, потому как мир разрушается мировой войной. Но это только одна из интерпретаций. Существует мнение, что "Черный квадрат" символизирует, наоборот, начало Вселенной, которая вот-вот должна появиться, или, наоборот, уже исчезла, а за ней родится новое небо и новая земля. Картина изображает и начало, и конец одновременно.

В этом смысле "Черный квадрат" — это антиикона, которая символизировала и крах привычных форм выразительности, и начало нового творческого поиска. Интересно, что впоследствии Малевич написал «Белый квадрат на белом фоне», а затем «Красный квадрат». Сам художник продолжил движение дальше, перешагнул "точку" "Черного квадрата", силясь постичь и выразить новые горизонты искусства.

— В истории русского авангарда есть, пожалуй, две самые главные и узнаваемые фигуры — это Казимир Малевич и Василий Кандинский. Кандинский шел тем же путем, что и Малевич?

— Нет, они совсем разные. Мне кажется, что Малевич по духу больше апокалиптик. Он как художник обращен к концу этого мира, пытается обозначить его гибель. При этом, всматриваясь в бездну "Черного квадрата", художник улавливает за чернотой вселенского "Апокалипсиса" проблески нового искусства, то, что он и назвал "супрематизмом" или беспредметным искусством.

Василий Кандинский (1866–1944) уходит в совершенно другое направление — к началам мира. Его можно назвать «райским» художником. Он как бы рассекает все формы искусства до первоэлементов — точки, линии, пятна — из которых складывается художественный образ. Кандинский стремится показать мир таким, каким он был на самой начальной стадии. Художник соприкасается с бытием разворачивающимся. Искусство Кандинского возвращает нас в то райское состояние, когда Адам в первый раз вдохнул воздуха и увидел мир вокруг себя в становлении — пока еще только всплески, неоформленные цвета, ощущения. Он видит линию, которой еще не проведен контур, видит точку, из которой еще не разлетелись звезды и планеты. У Кандинского все "первобытно", а потому — абстрактно, без законченных форм.

И Кандинский, и Малевич были теоретиками авангарда. Василий Васильевич оставил нам небольшую, но очень емкую книгу — "О духовном в искусстве", в которой объяснил, почему для своего творчества он использовал язык абстракций. Художник сравнивал искусство живописи с музыкой.

Сама по себе музыка — абстрактна, но человек всегда слышит в ней что-то конкретное и личное. И для того, чтобы, например, музыкально изобразить утро, необязательно тащить в оркестровую яму петуха.

Клоду Дебюсси или Петру Чайковскому было достаточно всего лишь гармонии семи нот, чтобы «изобразить» слушателю утро. Точно так же и в картинах Кандинского, используя сочетание семи цветов и освобождая свои картины от предметности, художник стремился погрузить своего зрителя в «музыку света». Использование абстрактной живописи обосновывалось художником психофизически. И ведь правда, когда мы смотрим на пейзаж за окном, то в первую очередь на уровне эмоций видим его или солнечным, или пасмурным. И художнику, для того чтобы передать это ощущение, совершенно необязательно дотошно копировать весь пейзаж. Достаточно лишь абстрагировать его от конкретных очертаний и передать само настроение, придать ему музыкальное звучание.

Тем не менее, мне кажется, что религиозные поиски, осмысление сакрального, божественного у Малевича и у Кандинского до сих пор до конца не поняты и не оценены.

Чем закончился авангард?

— Любой творческий эпатаж, любая продуманная и спланированная бутафория в искусстве сегодня, как правило, ассоциируется с авангардом. Если живопись шокирует нас, если мы видим неожиданный эксперимент, то, как правило, определяем увиденное как искусство. Может и непонятное, странное, но — искусство, причем авангардное. Авангардисты ведь шокировали тогдашнее общество своими выставками. Насколько правомочно сопоставлять современное искусство с авангардом?

— Внешнее сходство действительно заметно. И авангардисты, и многие деятели современного искусства использовали и используют эпатаж как инструмент творческой трансляции. Но радикальное различие заключается в том, что когда ты начинаешь анализировать живопись первой половины XX века, то понимаешь, что за внешней, безусловно яркой и шокирующей, формой всегда скрывается очень глубокая и сложная философия. Внешняя эффектность искусства авангарда завлекала зрителя вглубь — к смыслу того, что пытался сказать художник. И каждый раз зритель сталкивался с колоссальной по своему масштабу продуманной философской системой. Пример «Черного квадрата», о котором мы говорили выше, — яркое тому подтверждение. То же ощущаешь, когда читаешь работы Кандинского. Понимаешь насколько мощная интеллектуальная база стояла за его творческой системой.

К сожалению, современное искусство необычностью форм завоевывает внимание ради внимания. Это хорошо отработанный способ пиара и только. Конечно, и в современном искусстве есть немало интересного, глубокого, художники нередко поднимают философские темы, но так называемое актуальное искусство главным образом строит свою стратегию на скандале, который часто входит в замысел художника, кажется, что такое высказывание автора быстрей заметят. Но, кстати, в современном искусстве, мало и собственно нового, все в той или иной степени уже было. Например, так называемый "акционизм" (явление середины XX века, когда само по себе искусство приближается к действию, приобретает черты публичной акции) был и в искусстве начала XX века, когда художники, поэты, мыслители проводили свои яркие, особенные, странные для обывателя выставки, писали грандиозные и дерзкие манифесты, устраивали целые шествия. Но делалось все это не только ради того, что привлечь внимание публики к своему мировоззрению, а чтобы заставить человека задуматься над тем, что ими заявлялось, задать ему те вопросы, о которых он никогда бы не подумал.

Сегодняшний акционизм в искусстве превратился не только в самоцель, но и в средство политической пропаганды. Это может быть яркая оболочка, но, как правило, с пустым содержанием. Современное искусство, на мой взгляд, философски проработано очень слабо. Хотя, конечно, можно найти и положительные примеры, но их меньше.

— Сегодня идет грандиозный спор между приверженцами классического и авангардного искусства. При этом разрыв между оппонентами громаден, язык общения порой бывает грубым. В чем Вы видите причину такого ярого неприятия друг друга этих двух позиций?

— Искусство — это сфера, где человек раскрывается прежде всего эмоционально, поэтому вокруг искусства и споры ведутся с повышенными эмоциями. И к тому же тут вопрос языка и вопрос контекста. Как мы с вами говорили, авангард стремился создать новый язык, отличный от классического, он хотел порвать со всей предыдущей традицией, создать новое искусство. И создал язык, который приверженцам традиции непонятен. Но я думаю, что при желании можно научиться понимать любой язык и услышать, что хотел сказать художник.

Тут и контекст важно учитывать, потому что авангард рождался в атмосфере крушения не только классического искусства, но и классического представления о вселенной и о человеке. Сегодня уже нельзя сказать, что опыт ХХ века не изменил человека, и что он так же, как и двести, и триста, и пятьсот лет назад ощущает себя во вселенной. Мы стали другими, а искусство — это своего рода наше зеркало, и потому оно тоже меняется. Но тут нет и не может быть противопоставления. Классика хороша по-своему, авангард — по-своему.

— Авангард заявил, что классика отжила, что она недееспособна и лжива. Выдержала ли эта позиция испытание временем? Действительно ли классика так бессильна?

— Нет, конечно, классика не отжила, на то она и классика. Сколько веков прошло со времен античности, а она все равно питает европейскую и мировую культуру. Точно также и византийская и древнерусская икона. "Сбросить Пушкина с корабля современности" не удалось — и слава Богу! Юношеский порыв авангарда (а этот был бунт детей против отцов) разрушить все до основания не удался. Но удалось воздвигнуть свое здание рядом с классикой. И в этом ценность авангарда, по крайней мере, начала ХХ века, что он не только разрушал, но и строил. И его достижениями питалось искусство на протяжении всего ХХ века и сегодня питается. В какой-то мере мы можем говорить о "классике авангарда". Авангард тоже стал классикой. Вопрос: что идет ему на замену? Ответить очень трудно.

— С момента зарождения авангардного искусства прошел уже целый век. Насколько реализовались планы и программы этих художников? Не получается ли, что они закончились провалом, ведь сегодня авангардом интересуется узкий круг специалистов и любителей?

— Прошло сто лет, и мы с уверенностью можем сказать, что русский авангард — великое явление, он глубоко повлиял на ход развития мирового искусства. Как мы знаем, Василий Кандинский уехал в Германию и стал основателем двух объединений «Синий всадник» и «Мост», и стал значительной фигурой в немецком искусстве ХХ века. А Марк Шагал — во французском. Казимир Малевич никуда не уезжал, но стал одним из самых популярных и влиятельных художников ХХ века, его творчеством до сих пор вдохновляются художники по всему миру.

К сожалению, судьбы многих художников авангарда сложились трагически. Одни вынуждены были покинуть Россию, как Кандинский, Шагал, Бурлюк, Гончарова, Ларионов и другие, а кто-то не смог или не захотел уехать на Запад. И здесь одни вписались в советскую систему, а другие нет. Один из учеников Малевича, Стерлигов, в 1930-х годах сидел. Александр Древин был расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне. Павел Филонов умер в 1941 году в блокадном Ленинграде от голода, а Эль Лисицкий в том же году в Москве — от туберкулеза. Малевич, Петров-Водкин, отчасти Владимир Татлин и Роберт Фальк смогли вписаться в советскую систему, но уже в 1930-е годы авангард был заклеймен как вредный формализм, и было сделано все, чтобы все разнообразие художественных течений свести к одному: в стране утвердился социалистический реализм. Но в послевоенные годы, особенно в 60-70-е, семена, посеянные художниками-бунтарями, взошли. И мы можем говорить о так называемом "втором авангарде". Он, конечно, не был столь масштабным и глубоким. Но он был, а значит, усилия художников начала ХХ века не оказались напрасными. Кстати, интересный факт: один из учеников Малевича, Владимир Стерлигов, в 1960-х годах основал группу художников, которые работали над созданием религиозного искусства. В основу творчества этой группы легла стерлиговская теория "Чашно-купольного сознания", которая, как он считал, развивает супрематические идеи Малевича.

К сожалению, вы правы, об искусстве авангарда знают в основном знатоки и любители, авангард очень ценят коллекционеры, он стоит довольно дорого. А вот широкая публика — не очень им интересуется, потому что не понимает. И это если и провал, то провал в том смысле, что мы не учим по-настоящему наших детей смотреть и понимать искусство, и, вырастая, они дальше Шишкина и Васнецова подняться не могут. Я думаю, что нужно больше рассказывать людям об искусстве, у которого столько много разных и интересных языков, направлений, имен, идей.

— Что бы Вы посоветовали читать тем, кто захочет познакомиться с авангардом поближе?

— В первую очередь стоит прочитать манифесты самих авангардистов. Например, первый манифест футуризма итальянского поэта Филиппо Маринетти или текст русских авангардистов — "Пощечина общественному вкусу".

Есть интересная книга Елены Сидориной "Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде" (Москва, 2012).

У Андрея Крусанова есть исследование в трех томах "Русский авнгард" (Москва, 2010).

Но все же непосредственное прикосновение к этому искусству возможно только в галерее. Эти картины нужно видеть вживую, при этом осознавая, что для их понимания потребуется выучить определенный язык, на котором они были написаны. 

Добавить комментарий Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.

Имя (обязательное)

E-Mail (обязательное)

Сайт

Подписаться на уведомления о новых комментариях


Обновить

Отправить Отменить JComments Автор: Языкова Ирина, Сысоев Тихон
В психиатрической больнице 22 состоялся художественный мастер-класс - ГАУЗ МО ПБ №22На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» г. Химки в рамках цикла реабилитационных программ состоялся первый мастер-класс под руководством Ольги Игоревны Шульгиной — профессионального художника,
28.08.2017 ГАУЗ МО ПБ №22
В среду «Химки» сыграют с «Авангардом» - ФК ХимкиВ среду, 9 августа, красно-черные начнут свой августовский марафон домашних матчей матчем против курского «Авангарда», с которым красно-черные не встречались уже целых семь лет.
08.08.2017 ФК Химки
В Минкульте отметили новый экскурсионный маршрут Серпухова - Администрация г. СерпуховВ Министерстве культуры Московской области дали экспертную оценку туристским и экскурсионным маршрутам региона.
18.01.2018 Администрация г. Серпухов
В Клинской Центральной районной библиотеке прошла встреча «Клуба экономных путешественников» - Серп и Молот В этот раз его участники обсуждали популярные маршруты Московской области.
18.01.2018 Серп и Молот
Мособлдума - Правительство Московской областиИсточник: ©, пресс-центр Мособлдумы Депутаты Московской областной думы занимаются разработкой ряда новых законопроектов, в частности, речь идет о проектах законов в сфере благоустройства и защиты объектов культурного наследия,
18.01.2018 Правительство Московской области
Программа Рузского городского округа - Правительство Московской областиМероприятие состоится 01 февр. 2018 г. Рузский городской округ Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области,
18.01.2018 Правительство Московской области
Подмосковье передало Президентской библиотеке уникальную книгу начала ХХ века - РТВ-ПодмосковьеКнига поступила от государственной научной библиотеки им.
18.01.2018 РТВ-Подмосковье
Книга для Президентской библиотеки - Правительство Московской областиИсточник: Министерство культуры Московской области Московская областная государственная научная библиотека имени Надежды Крупской формирует электронные фонды Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге,
18.01.2018 Правительство Московской области
ИнфоЛюберцы – 18 янв. Книжно-иллюстративная выставка «Уроки любви и добра» открыта в детском отделе Центральной библиотеки имени Есенина, сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы со ссылкой на пресс-центр библиотеки.
18.01.2018 ИнфоЛюберцы
Первый снег в парке - Правительство Московской областиИсточник: Фотобанк Московской области, Сергей Севрюков В Зарайске восстановят вертикальный парк Редерса в исторической части города, работы планируют провести совместно с частным инвестором,
18.01.2018 Правительство Московской области
Около 80 экспонатов представлено на выставке пожарного дела в Подольске - Подольский рабочийОколо 80 экспонатов представлено на выставке «Огнеборцы. При пожаре звонить 112.
18.01.2018 Подольский рабочий
Молодёжь Воскресенска готовится к крупным событиям - Vosinfo.RuВ администрации городского поселения Воскресенск состоялось совещание по проведению в городе ближайших мероприятий, в которых планируется массовое участие молодёжи.
18.01.2018 Vosinfo.Ru
Объявлен конкурс на соискание премии «Лучший по профессии» - Vosinfo.RuМинкультуры Подмосковья объявляет конкурс на соискание премии Губернатора Московской области «Лучший по профессии» работникам учреждений сферы культуры и организаций дополнительного образования Московской области.
18.01.2018 Vosinfo.Ru
Клуб - Правительство Московской областиИсточник: РИАМО, Николай Корешков Клуб закаливания и зимнего плавания «Котовские моржи» существует с 1972 года.
18.01.2018 Правительство Московской области
Экскурсия по Павловскому Посаду в рамках «Промпоезда» - Правительство Московской областиМероприятие состоится 27 янв. 2018 г. Источник: Министерство культуры Московской области Проект «Промпоезд» продолжается в Подмосковье, ближайшая экскурсия состоится в Павловский Посад 27 января,
18.01.2018 Правительство Московской области
Рождество отметили в Центре культуры и искусств Тучково - Рузский район7 января в светлый праздник Рождества Христова в ТЦКиИ г.п.Тучково прошел праздничный концерт.
18.01.2018 Рузский район
В Центре национальных культур  ДГБСЧ 19 января в 16-00 открытие выставки картин " Истоки вдохновения" художника, писателя, Серебряного лауреата Всероссийской литературной премии " Золотое перо России" Дмитрия Ефремова.
18.01.2018 Администрация г.Дубны
В ИК-5 УФСИН России по Московской области прошла творческая встреча с известной актрисой театра и кино Викторией Тарасовой - УФСИН по Московской областиРоссийская актриса театра и кино Виктория Тарасова, известная зрителям по телесериалам «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов», «Гражданка начальница» и многим другим, провела творческий вечер для осужденных,
18.01.2018 УФСИН по Московской области
Крещенские гуляния пройдут в Дрезне 21 января - Орехово-Зуевская правдаГуляния, посвященные Крещению Господню и русским народным традициям, пройдут в городском парке Дрезны в воскресенье, 21 января Праздник начнется в 14 часов.
18.01.2018 Орехово-Зуевская правда
День детей-изобретателей прошел в Поваровской библиотеке - Газета СенежВ Детском отделении Поваровской городской общедоступной библиотеки, прошел познавательный час со школьниками «Изобретай, выдумывай, твори!» Международный праздник, посвященный Дню детского изобретения,
18.01.2018 Газета Сенеж
В Ершово состоялся показ спектакля «Хроники Нарнии» и Рождественский бал - Звенигородские ведомостиВ воскресный день в д/о Ершово состоялся показ спектакля «Хроники Нарнии» и Рождественский бал, организованный приходом Звенигородского Успенского собора на Городке, настоятелем которого является архимандрит Иероним.
18.01.2018 Звенигородские ведомости
Рок-постановку «Птицы» увидят зрители на главной сцене Дворца культуры города Ступино - Ступинская панорамаПремьерный показ музыкально-танцевальной рок-постановки «Птицы» пройдёт на главной сцене Дворца культуры.
18.01.2018 Ступинская панорама
По ходатайству следователя следственного отдела по городу Балашихе ГСУ СК России по Московской области судом решен вопрос об избрании в отношении 30-летнего местного жителя,
19.01.2018 Следственный комитет
Глава Раменского района Андрей Кулаков поздравил семьи первых десяти новорожденных 2018 года - Газета Родник1 января в Областном центре материнства и детства города Раменское появился на свет первый новорожденный этого года: мальчик Георгий.
17.01.2018 Газета Родник
В ГИБДД назвали самые аварийные места в Подольске - ТК Кварцфото: ОГИбдд умвд россии по г.о. подольск За 12 месяцев 2017 года  на территории  городского округа Подольск выявлено 5 мест концентрации ДТП.
18.01.2018 ТК Кварц
Два дома сгорели в Рузском округе - Красное знамя
Два дома сгорели в Рузском округе
Деревянный дом №1 на улице Луговой в поселке Дорохово загорелся 14 января в первом часу ночи.
Красное знамя
На Московском шоссе выгорели склады - Копейка
На Московском шоссе выгорели склады
Склады выгорели в доме № 25Б на Московском шоссе в Сергиевом Посаде, передает корреспондент «Подмосковье сегодня».
Копейка
Клинская прокуратура утвердила обвинительное заключение занимавшемуся незаконной деятельностью предпринимателю - Серп и Молот
Клинская прокуратура утвердила обвинительное заключение занимавшемуся незаконной деятельностью предпринимателю
12 января 2018 года и.о. Клинского городского прокурора В.П. Виляев утвердил обвинительное заключение по обвинению М. в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст.
Серп и Молот
В Минкульте отметили новый экскурсионный маршрут Серпухова - Администрация г. СерпуховВ Министерстве культуры Московской области дали экспертную оценку туристским и экскурсионным маршрутам региона.
18.01.2018 Администрация г. Серпухов
Состоялся форум малых городов и исторических поселений с участием Владимира Путина в Коломне - Люберецкая панорамаЛЮБЕРЦЫ. 17 янв. INLUBERTSY.RU – На форум вместе с президентом РФ Владимиром Путиным приехали руководители более чем 250 населенных пунктов — обсудить, что нужно сделать,
18.01.2018 Люберецкая панорама
Путин в Коломне осмотрел перинатальный центр и встретился с мэрами малых городов - Серебряно-Прудский вестникВ России будут развивать малые города, сохраняя их исторический облик. На это государство ежегодно будет выделять по 25 миллиардов рублей в течение трех лет, заявил 17 января Владимир Путин в Коломне.
18.01.2018 Серебряно-Прудский вестник
В объективе с арт-объектом - Газета Факт
В объективе с арт-объектом
Прошел необычный день, когда посетителям можно фотографироваться на фоне понравившихся зданий, экспозиций и экспонатов и делиться интересными историями о встрече с прекрасным.
Газета Факт
Около 80 экспонатов представлено на выставке пожарного дела в Подольске - Подольский рабочий
Около 80 экспонатов представлено на выставке пожарного дела в Подольске
Около 80 экспонатов представлено на выставке «Огнеборцы. При пожаре звонить 112.
Подольский рабочий
В Ершово состоялся показ спектакля «Хроники Нарнии» и Рождественский бал - Звенигородские ведомости
В Ершово состоялся показ спектакля «Хроники Нарнии» и Рождественский бал
В воскресный день в д/о Ершово состоялся показ спектакля «Хроники Нарнии» и Рождественский бал, организованный приходом Звенигородского Успенского собора на Городке, настоятелем которого является архимандрит Иероним.
Звенигородские ведомости
Новый автозаправочный комплекс появится в Пушкино до конца 2019 года - Газета МаякПять новых современных автозаправочных комплексов появятся в Пушкино, Долгопрудном, Подольске и Одинцовском районе Подмосковья,
19.01.2018 Газета Маяк
IMG_1714-18-01-18-12-38 - ГУ МЧС МОВ Павловском Посаде на манеже стадиона "Юность" 18 января проходит традиционное зимнее первенство Главного управления МЧС России по Московской области по пожарно-прикладному спорту.
18.01.2018 ГУ МЧС МО
дтп 15.01.2018 (1) - OdiNews.RuУже давно, с 1 июля 2015 года, пешеходы обязаны иметь световозвращающие элементы в следующем случае: — при движении вне населенного пункта; — при переходе дороги и движении по обочине или краю проезжей части;
18.01.2018 OdiNews.Ru
Егорьевские школьники начали сдавать ГТО - Егорьевский Курьер
Егорьевские школьники начали сдавать ГТО
№ 3 от 17 января 2018 г. Сдача нормативов Всероссийского физкультурно-­спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» уже становится полезной привычкой – учащиеся школ проходят тестирование третий год подряд.
Егорьевский Курьер
Зимнее Первенство по пожарно-прикладному спорту прошло в Павловском Посаде - Павлово-Посадские известия
Зимнее Первенство по пожарно-прикладному спорту прошло в Павловском Посаде
Сегодня, 18 января, в манеже стадиона «Юность» состоялось зимнее Первенство по пожарно-прикладному спорту среди гарнизонов пожарной охраны Московской области.
Павлово-Посадские известия
У наших соседей - Егорьевский Курьер
У наших соседей
№ 3 от 17 января 2018 г. Пять+шесть+три На прошедшем в конькобежном центре «Коломна» чемпионате Европы сборная России выиграла пять золотых, шесть серебряных и три бронзовых медали.
Егорьевский Курьер
В Красногорске проходят крещенские купания - Красногорские вестиС 18 по 19 января в округе Красногорск прошли традиционные крещенские купания.
19.01.2018 Красногорские вести
Состоялся форум малых городов и исторических поселений с участием Владимира Путина в Коломне - Люберецкая панорамаЛЮБЕРЦЫ. 17 янв. INLUBERTSY.RU – На форум вместе с президентом РФ Владимиром Путиным приехали руководители более чем 250 населенных пунктов — обсудить, что нужно сделать,
18.01.2018 Люберецкая панорама
12 января 2018 года руководитель Главного следственного управления СК России по Московской области Андрей Марков вместе с подчинёнными сотрудниками и воспитанниками кадетского класса им.
19.01.2018 Следственный комитет
В Истре проверили главную купель - Истринские ВСетиГлавную купель для крещенских омовений проинспектировали на безопасность Возле центральной купели на территории Новоиерусалимского монастыря прошло выездное совещание, посвященное подготовке к празднованию Крещения.
17.01.2018 Истринские ВСети
Православные традиции - Газета ФактОт Рождества до Святого Крещения… Подмосковье готовится к одному из главных православных праздников – Крещению Господню.
18.01.2018 Газета Факт