В начале нового учебного года в различных уголках Дубны всё чаще можно услышать примерно такие реплики: "А твой-то куда поступил? Да что ты говоришь? Круто! Это ж один из самых престижных вузов страны…" "А твоя где? Ух ты! Надо же! Я слышала, там конкурс – двадцать человек на место. Молоде-ец!.." Становясь невольным свидетелем подобных диалогов, иногда ловишь себя на мысли о том, что речь идёт как будто не о выборе учебного заведения в сфере высшего образования, а по меньшей мере о выгодных сделках в распределении фешенебельных квартир в спальных районах Москвы…
В самом деле, отчего родители стремятся пристроить своих чад не просто в институт, университет или академию, а непременно в самый "элитный" вуз? И по возможности – за "бугор". Безусловно, всем мамам и папам хочется, чтобы их отпрыски получили качественное образование с перспективой иметь высокооплачиваемую должность. Однако часто ли в этой безумной гонке за пресловутой "успешностью" родители способны различить истинные наклонности своего ребёнка? Готовы ли они идентифицировать реальные увлечения и таланты собственных детей в шумном, но мутном потоке новомодных профессий, о которых сами осведомлены лишь поверхностно? Не совершают ли взрослые непоправимую ошибку, подталкивая своих далеко ещё не взрослых детей в пучину бессмысленно-соревновательной борьбы за место под "солнцем", лучи которого их абсолютно не греют?..
Заплутавшее призвание
В детстве Аллочка Звягинцева очень любила играть в школу. Достав из большой картонной коробки любимых кукол, мишек, зайчиков и прочих игрушечных персонажей, она аккуратно рассаживала их на ковровой дорожке и, сделав строгое лицо, начинала очередной "урок". Сначала увлечённо рассказывала обо всём, что знала сама. А затем проверяла "усвоенный материал" у своих подопечных, наделяя их собственными голосами соответственно внешнему облику. Тигры и слоны отвечали смущённым басом, кудрявые куклы – кокетливо-жеманными дамскими возгласами. После чего в заранее разлинованной тетрадке девочка ставила "оценки" своим ученикам, оставляя около каждой цифры размашистую подпись. Как в классном журнале…
Незаметно пролетели школьные годы. В десятом классе отличница Алла всерьёз задумалась о профессии, которой хотела бы посвятить свой дальнейший жизненный путь. К тому времени вполне осознанно она остановила выбор на карьере пишущего журналиста. Девушке казалось, что деятельность газетно-журнальных спецкоров овеяна романтикой. Всегда в дороге, всегда в творческом поиске, всегда в гуще интересных событий! А сколько замечательных людей можно встретить в редакционных командировках, какие чудесные очерки написать о них!
Сергей Михайлович, Аллочкин папа, весьма критически отнёсся к радужным мечтам дочери.
– Глупенькая! – доброжелательно заметил он. – Ты думаешь, тебе позволят писать о том, что тебе хочется? Как бы не так! Вместо возвышенной патетики о космонавтах, артистах и знаменитых учёных придётся сочинять о доярках, комбайнёрах, нефтяниках и оленеводах, преодолевая на грузовиках и телегах разбитые дороги и при этом постоянно испытывая дискомфорт от недосыпа, недоедания, а порой и отсутствия элементарной гигиены в сомнительных бараках и общежитиях. Так что… Да, это интересная, но очень сложная и, кроме того, напряжённая работа. Нет, доченька, положись на мой жизненный опыт. Сегодня в стране в первую очередь востребованы первоклассные инженеры. То есть квалифицированные технари. А для этого надо поступить в престижный технический вуз. Потом будешь работать в каком-нибудь солидном КБ. В тепле, в белом халатике и с интеллигентными людьми. Мне ещё сто раз спасибо скажешь…
– А если пойти в педагогический? – робко возразила Алла. – Учительница по немецкому сказала, что у меня способности к языкам. Буду потом преподавать в школе. Или переводчиком работать…
– Запомни, дочка: в педагогический сейчас идут одни троечники. Или те, кто не набрал баллов в респектабельных институтах. Поэтому… Тебе надо поступать только в технический. И, естественно, в столичный…
…После окончания школы Алла Звягинцева стала студенткой факультета автоматики и вычислительной техники Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). Специальность – прикладная математика. Конкурс – пять человек на место. Вскоре вместе с родителями из Киржача она переехала в подмосковную Дубну. Уже на первом курсе девушка поняла, что будущая специальность – совсем не её профиль. Не к этому она стремилась в мечтах. Однако идти против воли горячо любимого отца не стала. Стойко перенеся все тяготы искренней нелюбви к "альма матер", получила диплом пресловутого инженера и устроилась на работу в ЛВТА ОИЯИ. Вышла замуж. Спустя некоторое время перешла в НИИ "Атолл". Но каждодневное пребывание среди электронно-вычислительных комплексов её совершенно не вдохновляло…
В лихие девяностые зарплата у инженерно-технических работников упала до критически непрожиточного уровня. Алла Сергеевна, став мамой двоих детей, всё чаще задумывалась о новом месте работы. Пусть не в "белом халате", но хотя бы с приемлемым денежным эквивалентом. По счастью, одна знакомая порекомендовала обратиться в недавно открывшуюся городскую гимназию. После двух собеседований Алла была зачислена в штат этого учебного учреждения на должность преподавателя математики. И только здесь, вспомнив о своих невинных детских забавах, женщина наконец поняла, что педагогика – это её призвание. А математика – безраздельно обожаемая наука, обучать которой подрастающие поколения можно всю оставшуюся жизнь.
На сегодняшний день Алла Сергеевна имеет уже солидный педагогический стаж. И высшую профессиональную категорию. "Какое это счастье – заниматься делом, к которому имеешь прирождённые способности!" – часто повторяет она. А сожалеет она лишь об одном – этот учительский стаж мог бы стать больше почти на половину всей её трудовой деятельности. Сколько детишек за это время могли бы получить качественные знания! В настоящей, а не в "игрушечной" школе…
* * *
"Кажется, будто вся жизнь впереди. Не ошибись, выбирая пути…" – пели в середине 70-х исполнители ВИА "Надежда". С тех пор в реках утекло немало воды. Многое изменилось и в непредсказуемом течении нашего многогранного бытия. Но по-прежнему перед выпускниками школ зачастую возникает нелёгкий выбор: в какое учебное заведение поступить, чтобы потом не терзаться в сомнениях относительно правильности принятого решения? Ведь диплом о профессиональном образовании – это прежде всего документ о наличии приобретённых знаний, а не "корочка" для удовлетворения тщеславных амбиций. И уважаемым родителям следует постоянно помнить об этом…
Юрий Козлов